Восстановление АКБ: практика и мифы

От лампочки до систем навигации. Электрика и электроника.

Re: Восстановление АКБ: практика и мифы

Сообщение sha » 23 мар 2010, 23:53

в п.2 "в ванную" надо поменять на "в пластиковый тазик". Чтобы вопрос "и что теперь делать с ванной?" даже не появился.
sha
Собирается жить ВЕЧНО!
 
Сообщения: 577
Зарегистрирован: 18 июл 2007, 10:30
Откуда: Киев. Лепсе-Печерск

Re: Восстановление АКБ: практика и мифы

Сообщение NaVal » 24 мар 2010, 00:10

4887 писал(а):Попробуем вместе составить домашнюю технологию?
Прошу простить, но не претендую на технолога.

Где-то я читал, что аккум нельзя переворачивать - от этого грязь застрянет между пластинами дополнительно и короткое будет сильнее, а промыть потом пластины от этого проблематично.
Напутал ли я - это нужно время тратить и читать умных людей в Инете. Ща времени нет.
Если не делать нижние промывочные отверстия в банках, то переворачивать таки придется. Высокий риск, что время и усилия - коту под хвост.
Аватара пользователя
NaVal

 
Сообщения: 134
Зарегистрирован: 16 июн 2008, 23:22
Откуда: Киев.

Re: Восстановление АКБ: практика и мифы

Сообщение Вэд Ровер » 24 мар 2010, 13:31

Если промывать АКБ под давлением, предполагая, что этим методом удастся полностью очистить пластины от грязи, то количество этой грязи на результат влиять не должно. Так что можно и перевернуть аккуратненько. Другое дело, что я отказал бы в этом пункте техпроцесса тазикам и ванным и использовал что-то более подходящее в техническом плане, наподобие емкости из стекла или кислотостойкого пластика, размещенной в гараже. Возможно стоит для промывки рассмотреть, на замену смесителю в ванной, водопроводную колонку в укромном уголке, с присоединенным к ней обрезком водопроводного шланга и соплом-насадкой. Что заливать будем? :)
Вэд Ровер
Фотоманьяк
 
Сообщения: 226
Зарегистрирован: 29 окт 2007, 12:48

Re: Восстановление АКБ: практика и мифы

Сообщение Gray.Bond » 24 мар 2010, 15:04

Народ, а может позволите дипломированному химику внести пару замечаний?

1. вспомним базовую реакцию:
Изображение
Откуда мы видим, что при глубоком разряде на пластинах свинца должен быть сильнейший налет сульфата. Смыть его проточной водой - невозможно. В то-же время при заряде он должен растворяться, но при достаточно толстом слое ток просто не идет, сульфат выступает диэлектриком.

Итак, чтобы восстановить старый аккум (десульфатировать) - прежде всего - электролит менять НЕЛЬЗЯ. Заливка свежего электролита приведет к повышению концентрации ионов сульфата и реакция потом будет просто обратимой, т.е. для сдвижения равновесия в нужную сторону придется сильно повышать напряжение , что чревато разрушением свинцовых пластин.
С другой стороны - частой причиной неисправности является замыкание между соседними пластинами пары анод-катод.
Сколько тока не подайте, он будет весь идти через появившийся мостик.
Поэтому старый аккум очистить от шлама, убедиться в отсутствии замыканий - НУЖНО.

Разбирая несколько раз разные аккумуляторы я видел, что пластины иногда так коробит, что они разрушая защитную диафрагму иногда просто свариваются между собой. Это уже безнадежный случай.
Потому, для себя я определил такой порядок восстановления:

1. слить электролит в пластиковый тазик. ОБЯЗАТЕЛЬНО! делать это в респираторе, очках и резиновых перчатках.
2. Промываем в ванне под несильным напором аккумулятор до выхода всего шлама. Можно немного постучать , чтобы выскочил застрявший между пластинами шлам.
3. 2 раза промываем дистиллятом. Залил, поболтал , вылил.
4. Отфильтрованный электролит заливаем обратно, доводим до уровня (1см над банкой) дистиллятом.
5. Ставим на КТЦ. Проверяем на замыкание. Если в одной из банок усиленное выделение водорода , а банка греется, в отличие от остальных - в ней замыкание. Требуется разборка (замена) банки. В новых, неразборных аккумах это сделать сложно, но я встречал описания кулибиных, которые это делали.
6. Когда плотность электролита дойдет до приемлемого уровня (1.26) проверяем и при необходимости доливаем свежий электролит.
Ежики кололись, плакали, но продолжали есть кактус...
Аватара пользователя
Gray.Bond

 
Сообщения: 234
Зарегистрирован: 18 июл 2007, 10:03
Откуда: Киев

Re: Восстановление АКБ: практика и мифы

Сообщение NaVal » 24 мар 2010, 21:28

Gray.Bond, приятно почитать когда человек пишет понимая.
Благодарствую.
Аватара пользователя
NaVal

 
Сообщения: 134
Зарегистрирован: 16 июн 2008, 23:22
Откуда: Киев.

Re: Восстановление АКБ: практика и мифы

Сообщение 4887 » 25 мар 2010, 13:00

Стало любопытно, посмотрел на форму зарядного тока
PICT0015.JPG


В общем, белиберда какая-то, решил изменить. Выбросил регулирующий транзистор, полностью перешел к простейшей схеме: трансформатор, диод, балластный резистор. Получилось получше
PICT0016.JPG


Как оказалось, нерегулируемый зарядный ток чуть не спалил квартиру. Трансформатор разогрелся выше 100 градусов, к счастью, первым не выдержал балластный резистор, сгорел и задымил весь балкон. Чуткие соседи: "Ой, у вас дым. Все нормально или нужна помощь?"

Плюнул, взял обыкновенный лабораторный блок питания (китайский, какой же еще), выставил 12,5 В, подключил. Сработала защита по напряжению, выставил зарядный ток 3 А и оставил на ночь. Сегодня утром через 15 часов заряда 1, 5 и 6-я банки кипели, легонечко. Выключил, чтобы выровнялись межэлектродные потенциалы. Плотность в заряжающихся банках выросла со значения "полный труп" до уровня "сильно разряжен" (1,17 г/куб.см).

Четыре часа дал отдохнуть, включил, выставил ток заряда 2 А. Хочу разбудить совесть во 2-4 банках. После еще 3-х часов зарядки выключил, подсоединил лампочку подсветки номера в качестве нагрузки и включил на разряд. Разрядный ток 0,25 А.
Аватара пользователя
4887
Сараевед
 
Сообщения: 669
Зарегистрирован: 18 июл 2007, 13:31
Откуда: Киев, ул.Индустриальная

Re: Восстановление АКБ: практика и мифы

Сообщение 4887 » 29 мар 2010, 17:46

Увы, но скорее всего с АКБ прийдется расстаться, т.е. выкинуть. Третьи сутки то заряжаю, то разряжаю. Принимают заряд только 1, 5 и 6 банки. Остальные показывают нулевую плотность. Скорее всего, сульфат кристаллизовался и не может раствориться. Вот и думаю о последней мере: если откачать ареометром воду из нерабочих банок (сколько смогу, до верха пластин) и дозалить в них серной кислоты, чтобы попробовать растворить сульфат свинца чисто химическим путем.
Аватара пользователя
4887
Сараевед
 
Сообщения: 669
Зарегистрирован: 18 июл 2007, 13:31
Откуда: Киев, ул.Индустриальная

Re: Восстановление АКБ: практика и мифы

Сообщение Aahz » 29 мар 2010, 21:18

Кстати, если твоя теория подтвердится на практике, у меня есть точно такой же "исток", заброшенный на чердаке в селе. Хоть я и просил папашу держать его в более подходящем месте, но ... в общем, он перезимовал года три-четыре там...
Так что есть еще один кандидат. Ну и это... схема мне понравилась, сможешь собрать еще один девайс? ибо я банально не могу заставить себя взять в руки паяльник...
Волговод ищет девушку 92,344 х 61,712 х 93,457. Не зануда.
Аватара пользователя
Aahz
Планктонофоб
 
Сообщения: 1181
Зарегистрирован: 16 июл 2007, 13:54
Откуда: Киев. Харьковский.

Re: Восстановление АКБ: практика и мифы

Сообщение 4887 » 29 мар 2010, 23:57

Ну и это... схема мне понравилась

Ни в коем случае! Схема - г...но, это видно по осциллограмме.

Вот нарыл другую схему, она поинтереснее будет. Хочу собрать ее и попробовать.
зарядное 2.jpg

Кстати, кто слышал о присадках в электролит? Есть какая-то "Мечта", производства НТК "Кулон", СПб. Говорят творит чудеса.

Нарыл совершенно бешеный рецепт восстановления: заряд батареи в течение 2-3 часов, слив электролита, троекратная промывка дистиллированной водой, заправка 2,5 % раствором соды пищевой (видимо, для нейтрализации остатков кислоты, прим. мои) и выдержка в течение 3 часов, слив раствора, заправка 3 % раствором поваренной соли, заряд батареи в течение 1 часа, слив раствора, промывка 4 % раствором соды, троекратная промывка дистиллированной водой, заправка электролитом, полный 150-процентный заряд батареи.
Аватара пользователя
4887
Сараевед
 
Сообщения: 669
Зарегистрирован: 18 июл 2007, 13:31
Откуда: Киев, ул.Индустриальная

Re: Восстановление АКБ: практика и мифы

Сообщение Gray.Bond » 30 мар 2010, 13:51

4887 писал(а):Кстати, кто слышал о присадках в электролит? Есть какая-то "Мечта", производства НТК "Кулон", СПб.

Раньше было очень много разнообразных присадок в аккумуляторы. По моему опыту - эффект был если и не нулевой, то очень незначительный. Во всяком случае больше 5-ти лет аккумуляторы с присадками все равно не жили.
Конкретно про "Мечту" ничего не скажу. Нужно хоть посмотреть на неё.

А вот рецепт - интересный. Хотя введение натрия противоречит всякой логике...


Вот, что накопал. Сульфат свинца растворяется в горячем растворе ацетата аммония. Хлорат свинца - тоже растворим, поэтому и в рецепте использована поваренная соль. Но имхо, избавиться потом от хлора будет очень сложно, да и окислительные свойства хлора вызывают опасение.

Я бы вместо соды и соли попробовал взять нашатырь (аммиак) и ацетат аммония. Вместо ацетата аммония можно просто не выливать аммиак, а просто добавлять уксус до нейтрализации щелочи. После этого как-то нагреваем раствор где-то до 60-80 град и заряжаем большим током.
Ежики кололись, плакали, но продолжали есть кактус...
Аватара пользователя
Gray.Bond

 
Сообщения: 234
Зарегистрирован: 18 июл 2007, 10:03
Откуда: Киев

Пред.След.

Вернуться в Электрооборудование

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1